4 Haziran 2014 Çarşamba

Стамбул / Транспорт





Стамбул — крупнейший транспортный узел Турции. В городе сходится ряд важных железнодорожных и автомобильных магистралей, связывающие центральную Европу с Турцией, Сирией и Ираном. В городе имеются крупные морские порты и международные аэропорты.

Автомобильный транспорт
Стамбул — важный центр автомобильных перевозок, лежащий на пересечении транспортных путей, соединяющих Европу и Азию. В городе действует Международный автовокзал Бюйюк Истанбул Отогары. Серьёзную проблему для города представляют автомобильные «пробки», особенно на трассах, пересекающих Босфор. В городе очень много такси.

Воздушный транспорт
Пассажирские воздушные перевозки из Стамбула осуществляются через два международных аэропорта — аэропорт Ататюрка (IST) (Atatürk International Airport), расположенный в европейской части города на расстоянии 24 километра от его центра и аэропорт имени Сабихи Гёкчен (SAW) (Sabiha Gökçen International Airport), расположенный в азиатской части города. В начале 2012 года Главное управление государственных аэропортов Турции (DHMI) заявило о планах строительства в Стамбуле третьего аэропорта с пропускной способностью до 100 миллионов пассажиров в год[48].

Водный транспорт
Морская акватория Стамбула охватывает часть пролива Босфор, бухту Золотой Рог и северо-восточную часть Мраморного моря. Крупнейшие порты: Порт Хайдарпаша, Порт Йеникапи. Международный порт — Каракей. В городе действуют современные городские пассажирские суда, т. н. «морские автобусы» («deniz otobüsleri»), осуществляющие регулярные морские рейсы между районами города, пригородами и близлежащими островами.

Железнодорожный транспорт
В городе имеется два пассажирских железнодорожных вокзала: Вокзал Сиркеджи, находящийся в европейской части города и Вокзал Хайдарпаша, находящийся в азиатской части города. Помимо поездов дальнего следования с вокзалов ходят пригородные поезда. Через грузовые железнодорожные станции Стамбула проходит значительный объём грузов, в первую очередь предназначенных для перегрузки в морских портах.

Общественный транспорт
В городе действует разветвлённая сеть маршрутов частных и муниципальных автобусов, трамвайное сообщение (см. Стамбульский трамвай), автопоезда системы Metrobus и метрополитен. Последний представлен следующими линиями: Тюнель, ветка Метрополитена (metro), ветка «Лёгкого метро» (hafif metro) и новый Тюнель — фуникулёр Таксим-Кабаташ, находящиеся в европейской части города. В городе существуют две линии пригородных поездов — европейская и азиатская.
В 2006 году начато строительство железнодорожного тоннеля «Мармарай» (срок окончания — планировался 2011 год) под Босфором, который объединит скоростные транспортные системы Стамбула, находящиеся в европейской и азиатской частях города. В 2007 году строительство тоннеля приостанавливалось из-за раскопок древнего морского порта, обнаруженного в процессе строительства. Официальный запуск тоннеля планируется осенью 2013 года (открыт в ноябре 2013 года).
Существенная доля пассажирских наземных перевозок приходится на маршрутное такси (Долмуш) и водный транспорт (особенно для пассажиропотока между Азией и Европой).
Для оплаты общественного транспорта в Стамбуле используются наличные деньги, бумажные билеты, жетоны (платёжные знаки), электронные билеты «эльбиль» (турецк. ELektronik BILet), универсальные проездные «акбиль» (турецк. AKıllı BILet — «разумный» билет) и «электронный бумажник» IstanbulKart. Акбиль, внешне выглядящий как небольшая металлическая «таблетка» оправленная в пластмассовый корпус, действует в городских автобусах, трамваях, фуникулёрах, метро, пригородных поездах и на морском транспорте. Приобрести акбиль можно было в специальных терминалах в аэропортах Стамбула, а также во всех киосках с надписью Akbil. Деньги на депозит акбиля кладутся в том же киоске или через специальный автомат. Электронным билетом «эльбиль», или как его ещё называют бешиБирйерде (beşiBiryerde — пять в одном), можно оплатить пять поездок в городских автобусах, метро, трамваях, фуникулёре и на паромах.
В марте 2009 года мэрия Большого Стамбула приступила к продвижению многофункциональных карт IstanbulKart, называемых также «электронными бумажниками» стоимость в 6 лир. Универсальные проездные «акбили» постепенно заменяются на IstanbulKart, покупка самих акбилей с 2012 года закрыта, туристам доступны лишь жетоны и IstanbulKart. Каждый жетон стоит 3 лиры, в то время как одна поездка по карте обходится в 1.95 лиры, а в случае дальнейших пересадок, либо использования транспорта через небольшие промежутки времени стоимость конкретных поездок снижается до 1.25 лиры и даже до 1 лиры. IstanbulKart можно продать назад государству, однако сделать это можно лишь в государственных киосках, которые есть далеко не везде. В случае возвращения денег — возвращается залог в 6 лир, также можно вернуть деньги со счёта (но также не везде).

http://ru.wikipedia.org

Hiç yorum yok:

Yorum Gönder