Стамбул —
крупнейший транспортный узел Турции. В городе
сходится ряд важных железнодорожных и автомобильных магистралей, связывающие
центральную Европу с Турцией, Сирией и Ираном. В городе имеются крупные морские
порты и международные аэропорты.
Автомобильный транспорт
Стамбул —
важный центр автомобильных перевозок, лежащий на пересечении транспортных путей,
соединяющих Европу и Азию. В городе действует Международный автовокзал Бюйюк
Истанбул Отогары. Серьёзную проблему для города представляют
автомобильные «пробки», особенно на трассах, пересекающих Босфор. В городе очень
много такси.
Воздушный транспорт
Пассажирские
воздушные перевозки из Стамбула осуществляются через два международных
аэропорта — аэропорт
Ататюрка (IST) (Atatürk International Airport), расположенный в
европейской части города на расстоянии 24 километра от его центра и аэропорт
имени Сабихи Гёкчен (SAW) (Sabiha Gökçen International Airport),
расположенный в азиатской части города. В начале 2012 года Главное управление
государственных аэропортов Турции (DHMI) заявило о планах строительства в
Стамбуле третьего аэропорта с пропускной способностью до 100 миллионов
пассажиров в год[48].
Водный транспорт
Морская
акватория Стамбула охватывает часть пролива Босфор, бухту Золотой Рог
и северо-восточную часть Мраморного моря.
Крупнейшие порты: Порт
Хайдарпаша, Порт
Йеникапи. Международный порт — Каракей.
В городе действуют современные городские пассажирские суда, т. н. «морские
автобусы» («deniz otobüsleri»), осуществляющие регулярные морские рейсы между
районами города, пригородами и близлежащими островами.
Железнодорожный транспорт
В городе
имеется два пассажирских железнодорожных вокзала: Вокзал Сиркеджи,
находящийся в европейской части города и Вокзал Хайдарпаша,
находящийся в азиатской части города. Помимо поездов дальнего следования с
вокзалов ходят пригородные поезда. Через грузовые железнодорожные станции
Стамбула проходит значительный объём грузов, в первую очередь предназначенных
для перегрузки в морских портах.
Общественный транспорт
Основная статья: Общественный
транспорт Стамбула
В городе
действует разветвлённая сеть маршрутов частных и муниципальных автобусов,
трамвайное сообщение (см. Стамбульский
трамвай), автопоезда системы Metrobus и метрополитен. Последний
представлен следующими линиями: Тюнель, ветка Метрополитена
(metro), ветка «Лёгкого метро»
(hafif metro) и новый Тюнель — фуникулёр
Таксим-Кабаташ, находящиеся в европейской части города. В городе существуют две
линии пригородных поездов — европейская и азиатская.
В 2006 году
начато строительство железнодорожного
тоннеля «Мармарай» (срок
окончания — планировался 2011 год) под Босфором, который
объединит скоростные транспортные системы Стамбула, находящиеся в европейской и
азиатской частях города. В 2007 году строительство тоннеля приостанавливалось
из-за раскопок древнего морского порта, обнаруженного в процессе строительства.
Официальный запуск тоннеля планируется осенью 2013 года (открыт в ноябре 2013
года).
Существенная
доля пассажирских наземных перевозок приходится на маршрутное такси
(Долмуш) и водный транспорт (особенно для пассажиропотока между Азией и Европой).
Для оплаты
общественного транспорта в Стамбуле используются наличные деньги, бумажные
билеты, жетоны (платёжные знаки), электронные билеты «эльбиль» (турецк.
ELektronik BILet), универсальные проездные «акбиль» (турецк. AKıllı
BILet — «разумный» билет) и «электронный бумажник» IstanbulKart. Акбиль,
внешне выглядящий как небольшая металлическая «таблетка» оправленная в
пластмассовый корпус, действует в городских автобусах, трамваях, фуникулёрах,
метро, пригородных поездах и на морском транспорте. Приобрести акбиль можно
было в специальных терминалах в аэропортах Стамбула, а также во всех киосках с
надписью Akbil. Деньги на депозит акбиля кладутся в том же киоске или через
специальный автомат. Электронным билетом «эльбиль», или как его ещё называют
бешиБирйерде (beşiBiryerde — пять в одном), можно оплатить пять поездок в
городских автобусах, метро, трамваях, фуникулёре и на паромах.
В марте 2009
года мэрия Большого Стамбула приступила к продвижению многофункциональных карт
IstanbulKart, называемых также «электронными бумажниками» стоимость в 6 лир.
Универсальные проездные «акбили» постепенно заменяются на IstanbulKart, покупка
самих акбилей с 2012 года закрыта, туристам доступны лишь жетоны и IstanbulKart.
Каждый жетон стоит 3 лиры, в то время как одна поездка по карте обходится в
1.95 лиры, а в случае дальнейших пересадок, либо использования транспорта через
небольшие промежутки времени стоимость конкретных поездок снижается до 1.25
лиры и даже до 1 лиры. IstanbulKart можно продать назад государству, однако
сделать это можно лишь в государственных киосках, которые есть далеко не везде.
В случае возвращения денег — возвращается залог в 6 лир, также можно
вернуть деньги со счёта (но также не везде).
http://ru.wikipedia.org
Hiç yorum yok:
Yorum Gönder