5 Haziran 2014 Perşembe

Стамбул / Музей / Дворец Топкапи / Гарем






Harem-i Hümâyûn (Харем-и Хумаюн, Султанский Гарем) – «Золотая клетка», ограждённая стенами, в которой самые прекрасные девушки мира сражались между собой, дабы завоевать сердце Султана, где проворачивались самые опасные интриги и постоянно ходили сплетни, в которой творились самые безжалостные преступления.
Это и подобные определения принадлежат перу европейцев, которые не видели Гарем даже одним глазком. Для европейцев гарем всегда был местом, покрытым завесой тайны, будоражащим сознание и пробуждающим мечты. Сложно себе даже помыслить, чтобы европейцы могли видеть гарем, в который не могли заходить даже высшие чиновники Османской Империи. И тем не менее, европейцами, которых так интересовало устройство гарема, было записано очень много информации, в том числе и о гареме – но ошибочной! Например, в период правления Мурада IV (1648-1687) секретарь английского посольства Райкот написал, что для того, чтобы выбрать себе девушку на ночь, Султан выстраивает наложниц в два ряда и бросает платок той, которая ему приглянётся, однако это не что иное, как фантазии.
леди Монтегю
Жена английского посла времём Султана Ахмеда III (1703-1730) Вортлея Монтегю, леди Монтегю, была одной из немногих европейцев, которые могбли бы получить скудные сведение о гареме благодаря своему знакомству с высшими чиновниками Империи.
Леди Монтегю в своём письме от 10 марта 1718 года так описывает правду об истории с платком, которую ей рассказала одна из жён Султана Мустафы II (1659-1703), Хафса Султан:

 
«Она рассказала, что давняя история о том, что Падишах бросает платок девушке, которая ему понравилась, — это неправда. Девушку, которая ему понравилась, Падишах звал через гаремного агу. Служащие гарема отводили девушку, которую вызвал к себе Султан, в хамам, наносили ей на тело пахучие смеси и одевали в прекрасные одежды. Перед собой Падишах отправлял девушке подарок, а потом уже входил в покои, в которых она обитала. Так же неправда, что девушка шла до кровати на коленях…»
Слово «гарем», пришедшее в арабский язык из аккадского, означает «охраняемое, священное место, вещь». Место в домах, где женщины ведут свою повседневную жизнь, не пересекаясь с мужчинами, называют «гарем».
Информация о порядках первого Османского гарема до наших дней почти не дошла. Во времена второго правителя Османского Государства Османа Гази (1326-1362) параллельно с организацией государственного управления были заложены основы и организации гарема. Орхан Гази был женат на двух византийских принцессах. Во времена Султана Фатиха Мехмеда (1451-1481) параллельно с развитием системы государственного управления, Харем-и Хумаюн наконец обрёл свою организационную структуру. Во времена Мурада III (1574-1595) население гарема выросло, и Султанский гарем разросся. Хотя первое, что приходит на ум при слове «гарем», это сексуальная жизнь, Харем-и Хумаюн – это дом Падишаха и образовательный центр.



Османский дворец состоял из трёх частей: Бирун, Эндерун и Гарем. И Харем-и Хумаюн включал в себя как Гарем, так и Эндерун. По словам историка Османского периода Халиля Иналджика, в то время, как Энерун являлся школой, в которой растили мужчин-управленцев, Гарем был школой, в которой обучали женщин-управленцев.
В гареме проживал Падишах со своей семьёй, прислуживающие им рабыни, то есть наложницы, и гаремные аги. До времён Баезида II (1481-1512) Османские Падишахи женились на византийских и балканских принцессах, или же на княжных из анатолийских княжеств. После Баезида II княжества в Анатолии были упразднены и стало традицией выбирать жён Султанам и Наследникам из наложниц. Исключением были только Осман II (1618-1622) и Абдульмеджид (1839-1861).
Дворцовая потребность в наложницах удовлетворялась за счёт пленных, захваченных во время походов или же благодаря рабыням, купленным на невольничьих рынках. Писательница Лейла Саз, которая в конце 19-начале 20 века была в близких отношениях с правящей династией, так пишет в своих воспоминаниях: «Некоторые черкешенки растили своих дочерей под колыбельные, в которых описывается гаремная жизнь как жизнь в роскоши и достатке среди алмазов».
Девушек, которым выпал шанс попасть в гарем, прежде всего осматривала повитуха и доктор. Более того, служители гарема в первую ночь внимательно наблюдали за девушками-кандидатами в наложницы: храпит она или нет и насколько глубокий у неё сон. (Историк Чатай Улучай утверждает, что некоторые Падишахи для того, чтобы заполучить к себе в гарем девушку, которая им приглянулась, выходили за рамки закона). В гареме находились не только красавицы. Так же там были карлики, немые и шуты, которые прислуживали Падишаху и его семейству.
После попадания в гарем возвыситься можно было до Валиде Султан, Ханым Султан или же жены визиря. Девушкам, которые попадали в гарем, прежде всего меняли имена. Зачастую это были имена из фарси по типу Дюрришевар, Рухшах или Хошнева. Потом девушек расселяли по многочисленным комнатам гарема комнатам согласно их возрасту. Присматривали за наложницами калфы и уста, под их надзором девушек обучали исламу, турецкой культуре, правилам хорошего тона, красноречию и умению поддержать беседу, рукоделию, грамоте, танцам, игре на музыкальных инструментах и особенному «дворцовому» турецкому, который звучал как «geloorum, gidoorum». Девушка, получив хорошее образование, получала статус наложницы. Наложницы, получив необходимое дополнительное образование, могли стать калфой а потом устой.
Уклад жизни наложницы целиком и полностью зависел от благосклонности Падишаха. Наложницы получали образование в Старом Дворце, который находился на месте современного Стамбульского Университета. Потом их отводили к Султану на смотрины. Если Падишаху нравилась предоставленная ему наложница и он пускал её в свою постель, наложница переезжала на новое место жительства – во дворец Топкапы. Наложница теперь становилась одной из «любимиц» и с нетерпение ожидала в Харем-и Хумаюн дней, которые она проведёт с Правителем. Наложница, которая во время проживания в Топкапы забеременеет от Султана, начинает возвышаться по карьерной лестнице.
Те их наложниц в Топкапы, которые выделялись своей красотой и смекалкой, после рождения сына могли возвыситься до Валиде Султан. Валиде Султан, то есть мать Падишаха, — руководительница гарема. Тех же, кто проводил ночи с Падишахом, но никак не мог забеременеть, выдавали замуж за одного из подчинённых Султана и высылали из дворца.
Чтобы убить время, наложницы играли друг с другом в разнообразные игры. В 19 веке под влиянием Запада одной из популярных игр была игра «Поп сбежал» (карточная игра, по-английски называется old maid). Самой интересной из всех игр для наложниц были танцы под аккомпанемент саза. Под надзором главного, девушки, окончившие танцевальные курсы, имели возможность продемонстрировать свои таланты. Так же во время таких развлекательных мероприятий помимо танцовщиц девушки играли в игру кёчек (köçek oyunu), переодеваясь в мужчин, или же играли в активную «заячью игру».
В 19 веке влияние Запада отразилось даже на гаремных играх. Самой большой популярностью в то время пользовался театр.
Ежедневные занятия и развлечения не ограничивались рамками гарема. Мероприятие, которое называется «хальвет», имело для народа во дворце особое значение. «Хальветом» называли развлечение жителей дворца в саду и на прогулочных тропинках. Хальвет, проводимый в главном дворцовом саду заблаговременно оглашался письменным приказом Падишаха. Главный Сад превращался в место развлечений. Гаремный ага кричал «Хальвет» и все бежали в сад, где всё уже было заранее приготовлено. Там они целый день веселились от души. Вечером гаремный ага опять кричал «Хальвет» и все возвращались в гарем.
Kamil Aslanger - Karaağalar Taşlığı
Так же одно из мероприятий, которое позволяло населению гарема выходить за его пределы, — это прогулки по окрестностям. Для подобных прогулок в Стамбуле больше всего предпочитали Садабад. К таким прогулкам начинали готовиться за много недель вперёд и на месте гуляний заблаговременно устанавливали шатры. Колонна карет во главе с Валиде Султан выезжала в путь. Когда она достигала шатров, начиналось небывалое веселье.
Одним из событий, которые рассеивали унылое дворцовое настроение, было обручение или свадьба дочери или же племянницы Султана. Наложницы веселились от души до поздней ночи. А с первыми лучами солнца дворцовая суета возобновлялась с того же места, где была покинута вчера, и гости готовились к приёму у невесты.
Дом султана: выставка, дворец Топкапы "гарем я Hümayunu "

Гарем видел множество Валиде Султан, множество влиятельных дам. У некоторых мужья или сыновья умерли, у некоторых – свергнуты с престола. После этого они были обязаны вернуться в Старый Дворец. В разрез общепринятому мнению, гарем не был место без горя и несчастья. Здесь плели интриги, более того – иногда невестки и свекрови организовывали заговоры, чтобы поубивать друг друга.

Но это не была исключительно женская борьба, это была борьба за то, кто следующим сядет на трон Империи. Проиграть – это вернуться в Старый Дворец, и, и того хуже, увидеть смерть собственных сыновей. Но Валиде Султан, которой таки удалось посадить на престол своего сына, в первую очередь должна была позаботиться о наследнике.
 
Kamil Aslanger - Eğlenen cariyeler
Случалось такое, что Шехзаде, всю жизнь прожившие в страхе за собственную жизнь, напрочь теряли интерес к противоположному полу. Стоит отметить Кёсем Султан. После того, как её сын Ибрагим стал Падишахом в 1640 году, она сделала всё возможное, дабы возбудить в нём интерес к женщинам. В итоге добилась желаемого. Только лишь Ибрагим стал слишком падок на женщин, стал игнорировать мать и отбросил её на второй план. Потом ему это аукнулось неприятностями в гареме.
Дворцовые дамы до 16-го века особо не выходили на первый план. Первыми гаремными женщинами, которые показали себя, были жена Султана Сулеймана Хюррем и её дочь – Михримах. После Кануни во времена Селима II (1566-1574) его жена Нурбану Султан, во времена Мурада III (1574-1595) его жена Сафие Султан играли активную роль в управлении государством.
В 17 веке Падишахи стали приходить к власти детьми и в государственном управлении образовался пробел. В это время государственное управление в свои руки взяли Валиде Султан и гарем. Поскольку на тот момент в государстве не было традиции перехода власти в Королеве, на подобии европейской, это поставило Османскую Империю в трудное положение. Историкам того периода кажется странным, что женщины могут взять на себя управление государством, поэтому участие Валиде Султан в государственных делах критиковали. Среди причин упадка Османской Империи в 17 веке историки называют «Женский Султанат». Если взять во внимание всю информацию Османской истории, не поддав её никакой критической оценке, то перед нами вырисовываются крайне негативные портреты Валиде Султан того времени, которые только и делали, что плели интриги.

Kamil Aslanger - Yıkanan cariyeler
Однако представляя себе эти негативнее образы, все забывают, что в период, когда у правящей династии не было совершенно никакого авторитета, Кёсем Султан и Турхан Султан взяли управление государством в свои руки и хоть каким-то образом спасли авторитет Османской Империи. Эти Валиде Султан ставили превыше всего продолжение правления династии и именно благодаря им государство продолжило своё существование.
Чтобы пресечь все ссоры и недопонимания среди девушек, Падишахи каждой из девушек, с которой они будут вместе, назначали свой день. Кануни Султан Сулейман ещё до смерти Хюррем Султан сблизился с девушкой по имени Гюльфем. Эта любимица Кануни строила мечеть в Стамбуле, в Ускюдаре. Но никак не могла её закончить из-за нехватки средств. Хасеки, которая совершенно не могла выносить Гюльфем, предложила ей помощь – купить ночь, которая назначена ей для близости с Падишахом. Провести с Султаном ночь – это было отличной возможностью рассчитывать на его благосклонность. Однако Гюльфем хотела закончить мечеть как можно скорее и согласилась на предложение Хюррем. Когда настала ночь, Кануни ожидал Гюльфем в своих покоях, мечтая именно о ней, и удивился, когда увидел перед собой свою Хасеки. Кануни послушав наговоры на Гюльфем от Хюррем, которая страшно ревновала, позвал гаремного агу и приказал: «От той, которая готова продать другой ночь со мной, ничего хорошо не жди. Голову с плеч!». Прошло немного времени, Кануни узнал правду. Хоть он очень огорчился, времени назад не вернёшь. И он позвал архитектора Синана, чтобы тот закончил начатую Гюльфем мечеть в Ускюдаре.
Kamil Aslanger-Valide Sultan Has Odasında
Ревность наложниц друг к другу могла заканчиваться и собственноручным убийством. Гюльнуш Султан – главная жена Мехмеда IV (1648-1687) – очень сильно ревновала мужа к наложнице по имени Гюльбеяз. Гюльнуш Султан составила план и отвезла Гюльбеяз во дворец Кандилли. И убила там Гюльбеяз, столкнув её в море со скалы, когда та наблюдала за пейзажем.
Дворцовую атмосферу, полную секретов, создавали так же и гаремные аги. Назывались они евнухами. Когда в Османский дворец принимали евнуха, он должен был быть полностью кастрированным и уродливым, чтобы наложницы не проявляли к нему интерес. (Служители гарема, несмотря на то, что бы кастрированы, полностью своего мужеского чувства не теряли. Поэтому жена Халифа Муавие повелела принимать на службу только пожилых евнухов.)
Евнухи в душе оставались детьми, поэтому много времени тратили на игры с животными, еду и сплетни.
Иногда историки называют евнухов «арабами с кровавыми руками», поскольку они играли значительную роль в государственных делах. Евнухи существовали так же и в других тюркских исламских государствах, Китае, Месопотамии, Риме и Византии. Во времена Мурада III гарем значительно вырос, соответственно выросло и количество евнухов, а так же их прибыли.

Евнухи управляли гаремом, в котором было более 250-ти комнат, десятки хамамов и дворов. Гаремные аги стали особенно влиятельными в 17 веке, когда авторитет государства значительно упал. Тогда они могли ставить угодных себе людей на любые высшие посты государства, включая пост главного визиря.
Статья из National Geographic. 

дворец Топкапы Гарем , вид из Босфор



Продолжает историк Ильбер Ортайлы:
«Вплоть до XVI века османские падишахи женятся на дочерях соседних христианских правителей. Представительницы мусульманских народов были в редкостью. В гареме можно было встретить русских, украинских, грузинских, хорватских девушек. Орхан-гази, правивший в пятнадцатом веке, женился на дочери императора Константина — принцессе Каролине, султан Баязит взял в жены одну из византийских принцесс. Самой известной женой падишаха стала Хюрем Султан — украинка Роксолана, которая сорок лет была женой Сулеймана Великолепного. Можно сказать, что в османской династии перемешалась турецкая и украинская кровь у османских правителей».
Дочь украинского священника Гаврилы Лисовского Настю крымские татары похитили во время одного из набегов, накануне ее собственной свадьбы. Пораженные ее красотой татары отправили девушку в Стамбул, на один из самых больших невольничьих рынков мусульманского Востока. Попав во дворец, Настя научилась говорить по-турецки, приняла ислам. Во дворце ей дали новое имя Роксолана. Падишах был молод, ценил женскую красоту. Хитрая украинка разожгла в султане бешеную страсть и поклялась, что станет законной женой падишаха. Путем интриг, умелого обольщения, взяток евнухам и клятвенных обещаний Роксолана добилась своего.
Роксолана

Став женой падишаха, стремясь упрочить свое положение, она родила султану Сулейману троих сыновей. Рассказывает учитель истории одной из стамбульских школ Аныл Четинкая: «По законам веры падишах мог иметь четырех законных жен. Дети от первой жены становились наследниками престола.(Обычно в период расцвета Османской империи у султанов жен не было, как уже отмечалось выше, а были только наложницы, каждая из которых боролась за старшинство.
Занимал трон первенец, остальных претендентов на власть уничтожали. Дети падишаха от первой жены, естественно, стали смертельными врагами Роксоланы, которая по секрету сообщила повелителю о «страшном заговоре».
Сулейман отдал приказ умертвить своих детей от первой жены. Позже Роксолана отравила свою свекровь, которая была недовольна украинской невесткой, а также приказала отыскать по всей стране всех других сыновей Сулеймана, которых потом тайно лишили жизни» (В данном абзаце репортажа содержится преувеличенное художественное описание исторических событий.
Последний гарем был закрыт в 1909 году, после отречения от престола Абдул-Хамида Второго. Султана изгнали из дворца Топкапы, который превратили в музей.
В современной Турции гаремов нет. Однако, добавляют, улыбаясь, турки, только по официальным данным. В сельской местности на юго-востоке страны до сих про существует многоженство. Хозяева современных гаремов — богатые люди: владельцы ковровых мастерских, удачливые фермеры, хозяева фабрик, которые могут достойно содержать несколько жен: всех прокормить, одеть, обуть и дать крышу над головой. Девушек до сих пор выдают замуж насильно. Забросив куклы, наспех повязав национальный турецкий платок — символ замужней женщины, двенадцатилетние девочки отправляются в дом к престарелому мужу.
Айше Курназ, которая вышла замуж в 12 лет, вспоминает: «Меня отдали совсем ребенком. У мужа уже была одна жена, которая потом умерла. Он так и не женился больше. Мы остались вдвоем. Было очень трудно. Я была совсем маленькой, ничего не понимала. Однако у матери не было выбора. Отец умер. В доме было шестеро детей, она не могла всех прокормить».
Современный закон разрешает турецкому мужчине иметь только одну жену. Однако ислам допускает многоженство. Чтобы соблюсти видимость законности, хитрые мужчины с первой женой идут вступать в брак в муниципальную контору «Беледие» — подобие российского ЗАГСа, а со второй совершают «Никах» — обряд исламского бракосочетания.
Жители больших городов иногда заводят несколько жен. При этом, чтобы взять вторую жену, нужно представить нотариально заверенное согласие от первой, чтобы взять третью — согласия двух предыдущих. Айсу Йилдырым — адвокат, владелица частного юридического агентства говорит, что таких случаев в ее практике не было: «Однако, знаю подобные истории в Анатолии — центральной Турции, где мужчины часто приводят своих жен за руку — заверять нотариально согласие на следующий брак. Конечно, женщины неохотно идут на это».
Большинство городских жительниц Турции выступают против существования гаремов, считая их пережитком прошлого. Современные турчанки наравне с мужчинами работают в крупных торговых компаниях, в сфере торговли и туризма, где зарабатывают много больше мужчин. А не так давно одна из стамбульских предпринимательниц открыла собственное агентство, где каждая из женщин может познакомиться с мужчиной по собственному вкусу, и назвала его, в качестве мести за прошлое — «Гарем». ( 23.06.2006)
Знаменитый турецкий писатель Орхан Памук называет Стамбул городом — тайной, где каждая дверь, каждая труба, каждая улица, каждый мост, каждая арка, каждая чинара означают нечто иное, чем они на самом деле являются. Одно из самых загадочных, таинственных и знаменитых мест в Стамбуле, по мнению писателя и общему признанию — всемирно известный дворец султанов Топкапы.
Старинный ресторан «Султанские котлеты» на площади Султанахмет в Стамбуле — едва ли не ровесник дворца Топкапы, построенного в начале XV века на развалинах древнеримского квартала. Нынешний владелец заведения Толга уверяет, что приготовленные особым способом котлеты его предки отправляли во дворцовую кухню к султану.
Но однажды котлеты были отравлены: «Султанские котлеты готовили, смешивая несколько сортов отборного мяса, говядины и баранины. Их обжаривали до легкой корочки на мангале, затем подавали во дворцовые покои к «каин-валиде» — матери султана, которая лично снимала пробу. Зеленые фарфоровые тарелки, на которых котлеты приносили в покои султана, якобы изменяли окраску, если в блюде находилось ядовитое вещество. Однажды котлеты оказались отравлены! Как только это обнаружилось, многих моих предков казнили», — говорит Толга.
Стены дворца Топкапы хранят невероятные тайны, большей частью мрачные. Это был настоящий город с мечетями, оружейными палатами, зоопарком и баней, где жили более 50 тысяч человек. За несколько веков здесь родились 25 турецких султанов, многие из которых, вступив на трон и получив немыслимые почести и власть, были затем убиты, заколоты или отравлены, или брошены в темницы. Парча, роскошные изразцы, уникальная мебель, роспись разных эпох не скрывали атмосферу чудовищного страха... 
Встроенные в стены фонтаны и родники, шум которых заглушал звук голоса от прослушивания. Длинная труба, по которой в Босфор под покровом ночи в мешках сбрасывали из гарема неверных наложниц. Двойные потолки и решетки в банях, чтобы не допустить к купающимся убийц.
«Один из самых страшных — «Фонтан палача», рядом с главными воротами дворца. В его струях ополаскивали натруженные руки и затупившиеся секиры султанские палачи. В Османской империи эту работу выполняли специально обученные «бостанджи баши», которые по совместительству трудились... садовниками! Чтобы они не могли распространяться о происходящем при дворе, им с детства отрезали языки. А отрубленные головы для устрашения выставлялись рядом, на двух «Позорных камнях», — говорит историк, преподаватель одной из стамбульских школ Мехмед Карабчи.
Убийства происходили без лишних глаз, всегда ночью. Именно в это время, по приказу всемогущего правителя, обычно умертвляли претендующих на трон многочисленных султанских братьев. Орудием убийства многих вероятных наследников стал оправленный десятком крупных алмазов знаменитый «Кинжал Топкапы». Момент убийства фиксировали специальные небольшие часы, спрятанные в изумруде на рукоятке кинжала!
(Введенный при султане Мехмеде Завоевателе обычай убивать во имя единства империи всех братьев и племянников взошедшего на престол султана через некоторое время был заменен их содержанием в т.н. «Золотой клетке»— особо охраняемых комнатах в помещениях гарема. Убийства поэтому прекратились и стали возможными случаи возвращения из этой клетки на престол ее узников, если правящий султан умирал, не оставив прямых наследников
Кинжал XVIII в, украшенный изумрудами

«Кинжал Топкапы». Этот таинственный предмет получил известность в знаменитом фильме Жюля Дассена «Дело Топкапы», снятом в конце 1960-х. Воры прокрались по крышам музея в центральный павильон, отключили сигнализацию и завладели ценным историческим экспонатом. Однако кинжал нашли, похитителей арестовали», — говорит Мехмед Карабчи.

Бриллиант «Кашикчи»
В османских хрониках сохранилась легенда о бедном рыбаке, нашедшем в горе мусора огромный бриллиант, формой отдаленно напоминающий ложку, в 86 каратов весом. Воспользовавшись незнанием истинной цены сокровища, один из приближенных султана, как гласит легенда, обменял камень у бедняка на базаре на три деревянные ложки, откуда возникло его название «Кашикчи», означающее «ложка».
Но обман бедного человека не прошел даром. Бриллиант стал приносить большие несчастья и смерть всем владельцам. Султаны дарили камень полюбившимся наложницам, однако те потом бесследно исчезали, становились жертвами соперниц, были отравлены или убиты. По словам экскурсовода Саваша, за этим крупнейшим экспонатом сокровищницы султана также тянется длинный кровавый след.
«В начале XVIII века некий француз приобрел этот камень и привез его во Францию. Поменяв нескольких владельцев, бриллиант попал на аукцион. Султанский визирь Али-паша потратил целое состояние, чтобы вернуть сказочный камень. Поместив бриллиант в свою сокровищницу, он стал хвастаться покупкой, намекая, что подобного камня нет у самого султана. Как известно, у Стамбула «большие уши»... Всемогущего визиря вскоре казнили, обвинив в государственной измене, а бриллиант попал в казну Османской империи», — говорит Саваша.
Предметы из музейной коллекции, наверное, и вправду обладают магическими свойствами. Так пару лет назад музей Топкапы был ограблен бандой охотников за драгоценностями, были похищены девять экспонатов, в том числе печать султана, монограмма и веер, инкрустированный перламутром. Однако через пару месяцев предметы таинственным образом возвратились обратно. Их обнаружили утром у входа сотрудники музея. Рядом лежала записка с извинениями, в которой преступники сообщали, что ночью видели сон, в котором султан грозил им страшной карой в случае, если его печать в форме страусиного яйца, украшенного глазурью, золотом и бриллиантами, не вернется обратно... (08.08.2007)
portalostranah.ru




Hiç yorum yok:

Yorum Gönder