Эндерун — дворцовый центр
подготовки управленческих кадров, существовавший в Османской империи
с середины XV по начало XIX века. Располагался на третьем дворе султанского
дворца Топкапы в Стамбуле, во внутренних
покоях (Эндерун).
Библиотека Эндеруна |
Дети разных
возрастов, набранные по девширме из
христианских семей, распределялись в турецкие семьи, где усваивали язык и
основы ислама. Затем в казармах Эдирне аджеми огланы («чужеземные мальчики»)
проходили обучение и военную подготовку. Спустя некоторое время новобранцы,
называемые чикма, направлялись
по военным частям, а наиболее способные из них продолжали обучение в Эндеруне.
Иногда их отбором занимался лично султан.
Ступени обучения
Третий двор Топкапы, где
располагались палаты Эндерун. Миниатюра из Хюнер-наме,
XVI век
Юноши
последовательно проходили семь ступеней обучения, одновременно исполняя
обязанности в дворцовых службах. Не сумевшие пройти все ступени поступали в
определённые войсковые части, прошедшие получали назначение на важные
должности. Для выпускников существовали строго соблюдавшиеся правила
распределения и продвижения по службе.
Первые две
ступени назывались «Малая палата» (кючюк
ода) и «Большая палата» (бююк
ода). Располагались эти палаты, соответственно, слева и справа от Ворот
Блаженства (Бабюссааде). В
программу обучения входили исламская религия и культура, турецкий, арабский и персидский языки,
а также бег, борьба, прыжки, стрельба из лука. Ученики носили костюм доламан, в
связи с чем прозывались «доламанщиками».
В «Палате
сокольничьего» (доганджи когушу)
обучалось одновременно около сорока юношей; эта ступень была ликвидирована в
правление Мехмеда IV
(1648—1687). «Военная палата» (сеферли
когушу), созданная Мурадом IV в 1635
году, была сначала связана со службами по стирке белья обитателей внутренних
покоев дворца. В ней готовили парикмахеров и смотрителей бань; здесь же
обучались дворцовые немые и карлики. Затем в «Военной палате» стали обучать и
различным искусствам, готовя музыкантов, певцов, мастеров борьбы. Выпускники
направлялись в части сипахи. В сеферли когушу занимались примерно
сто человек.
![]() |
Третий двор Топкапы, где располагались палаты Эндерун. Миниатюра из Хюнер-наме, XVI век |
Три высшие
ступени Эндерун — «Палата эконома» (килерджи
когушу), «Казначейская палата» (хазине
когушу) и «Личные покои» (хас
ода) — были организованы в годы правления Мехмеда II
(1451—1481). «Палату эконома» возглавлял сер-килар-и
хасса, отвечавший за организацию питания султана и гарема.
Ученики, которых было около тридцати, приготавливали и хранили еду, напитки,
свечи для дворца и мечетей. Окончившие обучение пополняли части кавалерии капыкулу
(капыкулу
сювари). Во главе «Казначейской палаты» стояли главный
казначей (хазинедарбаши) и его
помощник (кетхуда). Число
учеников временами достигало ста пятидесяти. Выпускники поступали в
кавалерийские части капыкулу, становились дворцовыми служащими (мютеферрик и чашнигир).
На последней
ступени Эндеруна, в «Личных покоях», готовили служащих четырёх рангов — старший
паж личных покоев (хасодабаши),
султанский оруженосец (силяхдар),
камердинер (чухадар) и конюший
(рикабдар). Ученики, числом
сорок, в порядке дежурств осуществляли охрану и уборку Хранилища священных
реликвий. Они должны были подметать помещение, вытирать пыль с книг, начищать
металлические предметы, а в праздничные ночи возжигать благовония и
разбрызгивать розовую воду.
Кроме
того, Часть воспитанных в гареме рабынь получали вольную и освобождались. После
того как было подготовлено их приданое и был выдан соответствующий документ, их
выдавали замуж за молодых людей, которые также, как и они, получили образование
и впитали культуру дворца в школе Эндерун. Воспитанников Эндеруна, которые готовились
для преданного служения на различных этапах управления государством, падишах
женил, обеспечивая, таким образом, их привязанность к дворцу и династии. Такой
подход отражает глубину османского централизма. Невольниц, которые получили
свободу и покинули дворец, называли «придворными». Тем, кто впоследствии
попадал в сложное положение, оказывалась разного рода помощь, а тем, чьи мужья
умерли, назначалось денежное содержание. Те, кто не хотел покидать дворец, до
конца своей жизни находились в нем под покровительством.
http://ru.wikipedia.org
Hiç yorum yok:
Yorum Gönder